Беслан: факты и мифы

Трагедия в Беслане породила немало вопросов, убедительные ответы на которые до сих пор так и не смогли дать ни официальное следствие, ни инициаторы самодеятельных расследований. Кто повинен в гибели детей в бесланской школе? Многочисленные мифы, рожденные неведением, вкупе с обостренным горем, чувством несправедливости происходящего окончательно разуверили пострадавших в возможности узнать правду. Попробуем разобраться в том, что же на самом деле происходило в те трагические дни...

Мы вместе с вами, уважаемые читатели, попытаемся проанализировать наиболее громкие мифы о Бесланской трагедии и сопоставить их с фактами. Ничему из написанного здесь не нужно верить на слово - проверяйте. Наверняка, многим из тех, кто попытается вместе с нами пройти этот непростой путь, придутся не по вкусу результаты анализа событий тех дней. Но, если вы действительно хотите знать правду, придется принимать ее такой, какой она является по сути - без вполне понятных в этой ситуации эмоций и фанатичной веры в собственную правоту. Мы предлагаем оставить эмоции в стороне и опираться только на факты. Итак...

МИФ ПЕРВЫЙ: «ОРУЖИЕ НАХОДИЛОСЬ В ШКОЛЕ ДО ЕЕ ЗАХВАТА»

Своим рождением этот, как, впрочем, и многие другие бесланские мифы, обязан журналистам. В 11.00 4-го сентября руководитель Оперативного штаба, начальник УФСБ РФ по РСО-Алания Валерий Андреев заявил о завершении операции по освобождению заложников и уничтожению террористов. Более подробно генерал остановился на причинах «осложнений» в ходе операции:
«Уже в ходе осмотра места происшествия обнаружено и обезврежено значительное количество взрывчатых веществ и мин, которые были предназначены для уничтожения заложников. Их количество, а также длительность боя, который вели сотрудники Центра специального назначения при поддержке всех правоохранительных структур, говорит о том, что имеет право на жизнь одна из основных версий: о том, что боевики готовились заранее и часть вооружения и взрывчатых веществ была завезена и скрыта на территории школы, где произошел теракт. Мы тщательно проверяем эту версию. Кроме нее проверяются и другие...»
Уже в 11:30 это заявление прошло в эфире программы «Вести». А потом пошло-поехало: многие СМИ, в том числе и центральные телеканалы, начали говорить об оружии в школе как о доказанном факте. Те же «Вести» спустя полчаса после трансляции заявления Андреева сообщили:
«По данным источника в силовых структурах Северной Осетии, террористы заблаговременно завезли большое количество взрывчатки, оружия и боеприпасов в школу №1 города Беслан».
«Взрывчатка, оружие и боеприпасы были завезены в школу летом, во время ремонта, под видом строительных материалов», - сообщил в субботу «Интерфаксу» источник в силовых структурах Северной Осетии, близкий к следствию.
По его данным, организаторы теракта спрятали взрывчатку, оружие и боеприпасы в подвал.
Ссылаясь на сведения, полученные в результате опросов людей, побывавших в заложниках, источник в силовых структурах сообщил, что схрон террористы вскрыли сразу после захвата здания школы...»
Подобные утверждения звучали и в эфирах Первого канала, и на НТВ.
Обратите внимание: Андреев говорит о «заранее завезенном» оружии как об ОДНОЙ ИЗ ВЕРСИЙ! «Достоверной» эту информацию сделали уже журналисты.
По городу поползли слухи: «Оружие было спрятано в школе во время летнего ремонта». 5 сентября, когда «силовики» сняли оцепление у школы, люди пошли в здание и... увидели взломанный пол библиотеки.
Беслан: факты и мифы
Этого было достаточно, чтобы в сознании людей ВЕРСИЯ превратилась в ФАКТ:
«Оружие было спрятано под полом в библиотеке на первом этаже»
Окончательно эта версия закрепилась позже, когда некоторые выжившие заложники рассказали, что боевики заставляли их переносить оружие из библиотеки. Например, 5 ноября 2004 года «Коммерсантъ» публикует материал «Беслан изгнал прокурора», в котором рассказывается о встрече заместителя Генпрокурора России по ЮФО Николая Шепеля с потерпевшими:
«К микрофону подошел бывший заложник Руслан Болоев, у которого погибла дочь-школьница.
- Не надо врать,- сказал он, поворачиваясь к следователю Люфи и прокурору Шепелю. - Не надо врать, что оружия в школе не было. Меня самого заставляли из библиотеки носить в спортзал пластит и оружие».
Нужно отметить: по словам Руслана Болоева, он только ПЕРЕНОСИЛ оружие из библиотеки, а не ДОСТАВАЛ его из-под вскрытых половиц. То есть оружия непосредственно «под полом» он не видел.
Впоследствии, уже в ходе судебного процесса над единственным выжившим в Беслане террористом Нурпашой Кулаевым, выяснилось, что до захвата школы оружия под полом действительно не было. На 13-м заседании суда (12 июля 2005 года) свидетель Аслан Кудзаев, которому в первый день теракта удалось сбежать из расстрельной комнаты, заявил:
«...Меня и еще двоих, один армянин был из пожарной службы, нас послали в библиотеку, в маленький кабинет. Я лично сам вскрывал полы, и я там ничего не видел. Я сначала даже не понимал, для чего. В маленькой комнате мы вскрыли полы...»
Итак, свидетель собственноручно вскрывал полы, но никакого оружия там не видел. Вероятно потому, что его там и не было. Полы вскрывали в поисках подвала: боевики учли опыт «Норд-Оста», где спецназ проник в зал как раз через подвальные помещения. Кстати, полы вскрывались не только в библиотеке, но и в самом спортзале.
Но тогда каким образом оружие появилось в библиотеке? Самым что ни на есть банальным - боевики привезли его с собой. ГАЗ-66, на котором они приехали, остановился у забора. После того как людей загнали в школу, грузовик подъехал к входу в здание, на «разгрузку», где и простоял все остальное время.
Понятно, что поначалу террористам было не до погрузочно-разгрузочных работ - необходимо контролировать заложников, помещения школы и прилегающую территорию. Лишь когда людей загнали в спортзал, оружие и взрывчатку выгрузили из машины и занесли в школу - в библиотеку, которая находилась прямо возле входа, слева. Судя по всему, этим занимались 2-3 человека, не больше. Позже боевики заставили мужчин и старшеклассников перетащить всё поближе к залу...
Есть и другая версия:
«Оружие было спрятано под сценой в актовом зале на втором этаже»
Источник этого мифа - 9-летний мальчишка-заложник, который на 28-м заседании суда по делу Кулаева (27 сентября 2005 года) рассказал следующее:
«- Меня вывели из зала и повели в актовый зал. И разбили стену, сказали, чтоб я доставал оттуда оружие с мальчиками и не смотрел, что там внутри. Мы достали оружие и положили их...
- Нас повели в актовый зал. Мы достали оружие и положили возле сцены.
- Сколько вас было человек?
- 10 человек. Когда мы достали, он сказал, чтоб мы понесли вниз. И мы понесли вниз. И когда они уже напротив спортзала что есть класс, мы туда их занесли. Там уже были террористы. Они сказали: «Идите на свои места, садитесь». Мы пошли в спортзал и сели....
- А ты запомнил, что за оружие вы доставали?
- Гранаты 2-х видов там были, автоматы, 10 штук где-то.
- А они в чем-то были завернуты?
- Нет, они просто положили их. А гранаты в ящиках были. Еще вот такие круглые мины. Там такой экран, и там цифры были. И все...
- А вот с кем ты оружие доставал, ты помнишь этих ребят?
- Нет.
- Ты их не знал?
- Нет.
- Ни одного из них?
- Нет. Они старшеклассники были.
- Потом ты в Беслане из них никого не видел?
- Нет...
- Вернемся к актовому залу. Конкретно, с какого места и как вы доставали?
- Он разломал сцену.
- Кто?
- Террорист.
- Сам? Чем?
- Грифом от штанги. Со шрамом здесь.
- В каком месте он разломал?
- Под сценой. Вот сцена, и вот здесь деревяшки.
- А какой там проем? Много он разломал?
- Ну, достаточно.
- По размеру можешь описать?
- Вот отсюда вот досюда.
- Дальше что? Кто-то пролез туда?
- Я пролез. Все пролезли.
- 10 человек туда пролезли? И далеко вы залезли?
- До конца.
- И что вы там видели?
- Оружие.
- А нашли его как в темноте? На ощупь?
- Они сказали до конца залезть и там будут ящики. И достаньте их.
- Ящики большие были?
- Ну, железные.
- Размеры какие? Покажи руками.
- Вот такие.
- А толщина?
- Вот такая.
- Тяжелые были?
- Да.
- А внутри что находилось?
- Ну, мы вытащили. И потом, когда понесли, там были гранаты, мины.
- Они полные были, эти ящики?
- Да.
- А тащили как, волоком?
- Нет. Вот так взяли и понесли.
- А какое было количество ящиков?
- 10.
- А несли их как? Каждый по ящику?
- Да.
- Или двое один ящик?
- Вдвоем один ящик.
- Так ящиков же было 10 и вас 10.
- Ну, еще 4 туда пошли.
- А примерно какого класса были те 9, которые были с тобой?
- Не знаю.
- Они школьниками были?
- Да.
- Они все 3 дня там находились? А с кем они хоть сидели?
- Не помню...
- Скажи, пожалуйста, а ты какое оружие нес? Лично ты.
- Мы вдвоем несли гранаты.
- Сколько?
- В ящиках.
- Ящик был металлический?
- Да.
- А ты спортом занимаешься?
- Нет.
- Ты один был такой маленький, а все остальные были старшеклассники, да?
- Да.
- Скажи, вы эти ящики принесли прямо в зал?
- Не в зал. Напротив зала что класс есть, туда. И там были уже террористы. И они их брали и сюда ложили, в жилет.
- А до того, как вы принесли им из зала, ты не видел у них в жилетах гранаты?
- Видел».
А вот кадр из передачи «Чистосердечное признание» на канале НТВ. Наш свидетель в присутствии председателя комитета «Матери Беслана» Сусанны Дудиевой и телеоператора показывает пролом в сцене, из которого он доставал оружие.
Беслан: факты и мифы
Теперь давайте разбираться:
1. Отметим, что в показаниях мальчика всего по десять: 10 человек, 10 ящиков, 10 автоматов. Согласитесь, достаточно странное совпадение.
2. Он явно путается, отвечая на вопрос о том, как они несли ящики: «Ну, еще 4 туда пошли». Даже если еще четверо «туда пошли», то всё равно рук не хватит - на 10 ящиков нужно 20 человек, а не 14. Кто нес 10 автоматов - он тоже не сказал.
3. «Экраны с цифрами» на минах - это следствие просмотра американских боевиков. Ничего подобного в школе не было, по крайней мере, никто из бывших заложников о таких минах не рассказывал и в материалах дела про такие мины тоже ни слова.
4. Он не знает никого из тех 13-ти, кто вместе с ним носил оружие. Это учась в одной школе...
5. Больше нет ни одного показания на эту тему. В школе находилось 1116 заложников.
Погибли 334, то есть 30%. Следовательно, по теории вероятности, две трети из тех, кто переносил ящики из актового зала, должны были выжить. Где эти люди и почему нет их показаний?
Но дело даже не в этом. Имеется снимок, сделанный утром 4 сентября во время осмотра места трагедии. На этом снимке убитый боевик по фамилии Ходов (снимок известный, и те, кто интересуется Бесланской темой, наверняка его видели).
Беслан: факты и мифы
Обратите внимание на сцену - она еще целая. «А то ли это место? Может быть, дыра не попала в кадр?» - спросит пытливый читатель. Вот еще один снимок, уже с другого ракурса.
Беслан: факты и мифы
Увы, в бесланской школе побывали тысячи человек, Интернет буквально завален фотографиями, в том числе и актового зала. Чтобы снять все вопросы, приведем еще вот такой снимок, сделанный несколько позднее.
Беслан: факты и мифы
На увеличенном фрагменте отчетливо видны пулевые повреждения на декоративной облицовке сцены.
Беслан: факты и мифы
Сравним их с фрагментом предыдущей фотографии.
Беслан: факты и мифы
Совершенно очевидно, что на снимках то же самое место. И не менее очевидно - если бы пролом был, он неминуемо попал бы в кадр. Но 4 сентября дыры в сцене еще не было. Скорее всего, сцену ломали уже после освобождения школы «прокурорские», для проведения следственных действий. Для чего «сочиняет» мальчишка-«свидетель» - разбираться его родителям.
И, наконец, последняя версия данного мифа:
«Оружие было спрятано под обшивкой потолка в холле первого этажа»
Эта версия нам встретилась всего один раз и развития не получила. Мы ее приводим просто для иллюстрации того, как рождаются слухи и как, приспосабливаясь к ним, очевидцы додумывают дополнительные «подробности» событий. Это - кадр из интервью неустановленного нами подростка греческому телеканалу «Мега». Сюжет снят 5 сентября 2004 года.
Молодой человек вместе с журналистом, оператором и десятком зевак входит в школу.
Беслан: факты и мифы
«Когда шел захват, они разобрали крышу и достали свою взрывчатку и запасные патроны ... оружие, при них автоматы были... Гранатометы, например, вот здесь у них спрятаны были. Рюкзаки были...»
Далее он рассказывает, как людей буквально загоняли в окна первого этажа, и у нас сразу же возникает вопрос: а когда это он успел рассмотреть, что там было на потолке? Когда его по коридору в спортзал гнали? Как-то сомнительно...
Проверяем: берем распространенное каналом CBS видео, на котором снят визит в школу Аушева 2 сентября. Часть действия происходит именно в этом холле.
Беслан: факты и мифы
За спиной у этого добродушного головореза холл и главный вход в школу. Виден неповрежденный потолок.
Вот еще два кадра, сравните, снято с одного и того же места.
Беслан: факты и мифы
На этих кадрах отчетливо видно, что 2 сентября потолок в указанном свидетелем месте был еще цел. То есть 1 сентября оружие и гранатометы оттуда никто не доставал. Подвесной потолок мог обвалиться во время боя, а юноша просто пытается «добрать авторитета».
2 сентября боевики отпустили 25 человек - матерей с грудными детьми. Их фамилии в Беслане известны. Спросите у них про потолок - они выходили через главный вход. Спросите, в конце концов, у самого Аушева. У него-то была возможность и на потолок посмотреть, и состояние заложников оценить.
* * *
К каким же выводам мы можем прийти, проанализировав имеющуюся информацию, фото- и видеоматериалы из открытых источников?
Вывод 1-й: Все обозначенные участниками бесланских событий места «схронов» оказались «пустышкой» - домыслами или откровенной ложью.
Вывод 2-й: Никаких иных доказательств наличия в бесланской школе оружия до ее захвата пока не имеется.
Вывод 3-й: Прятать оружие и боеприпасы на месте предполагаемой диверсии бессмысленно. Его обнаружение грозит провалом всей операции. Тем более, что его нужно еще довезти - а это двойной риск, т.к. машину могут остановить для проверки. Учитывая, какое огромное значение придавал этому теракту сам Басаев, пойти на столь легкомысленный шаг он - умный, хитрый и прекрасно подготовленный диверсант - просто не мог.
Результат очевиден: никаких «схронов» в школе не было. Все оружие и взрывчатку боевики привезли с собой.
Может прозвучать лишь одно обоснованное возражение: «Все это невозможно привезти на одном грузовике!». Что же, давайте считать. Автоматы боевики держали в руках, а вся «инженерная» составляющая находилась в ящиках под скамейками. Что там было?
- 2 десятка двухлитровых бутылок из-под «Пепси» - килограмма по 4-5 каждая (1 кг пластита и «начинка» - шарики, рубленая проволока и т.п.) - 100 кг.
- Два мощных взрывных устройства, похожих на противопехотные мины МОН-90 - килограммов по 10-15 каждая. Ну, еще 30 кг.
- 1-2 мины ОЗМ-72 - 10 кг.
- Добавим десяток-два гранатометов (от 3 до 7 кг - в зависимости от модели) - 30-140 кг.
- Провода, инструменты и прочее - ну, еще максимум 30 кг.
- Давайте «на круг» добавим 50 кг патронов и ручных гранат.
Итого: 250-360 кг.
Ну, и чего тут невозможного?

В публикации использованы материалы сайта «Факты и мифы Беслана» www.reyndar.org.

(Продолжение следует)
Похожие статьи:
{related-news}
Leon
Cурен

Помню, что даже по ОРТ каналу передавали: грузины были тут как тут в Беслане!.


"Помню" - тут не проходит. Делается так: поднимаешь ленты новостей на сайтах СМИ и показываешь, что грузины появились "тут как тут".
А то пресслужба местного МВД считает иначе и говорит, что они появились в 17 часов.
Если найдешь более раннее упоминание о грузинах в Беслане, то миф станет фактом. Только так и ни как иначе. В Беслане вон "очевидцы" такого наплели - уши вянут. А потом еще "эксперты" и СМИ добавили. В итоге - приходится буквально продираться через густой лес мифов и вранья.
В.Карлов
Жаль, что прочёл я это только в декабре. Автор неверно посчитал количество вооружения, привезённого террористами. Он начисто забыл о показаниях заложников, в частности, К.Мисикова о 5 «очень больших не-стандартных мешках», которые он носил. 4 мешка были весом свыше 60 кг, и их несли вдвоём, а ещё один пришлось нести, волочить, вчетвером. Забыл автор и о показаниях Митдзиевой И.С.: «В коридоре возле стены было очень много рюкзаков. Нечаянно дотро-нувшись до рюкзака, я почувствовала, что рюкзак мягкий, может быть, там были вещи». И о показаниях других заложников, например, Тогузова Т.В., который значительное время на-одился в коридоре, будучи дважды заложником (если бы его мать, Мамитова Л., не верну-лась, передавая записки от террористов властям, он был бы немедленно расстрелян): «У боевиков были вещмешки большие, их много было». И эти «вещмешки – рюкзаки» были разбросаны по всей школе, что хорошо видно на видео ОМП. Автор с потолка подсчитал вес патронов и гранат (50 кг на круг?!), начисто забыв о весе самого оружия (только автоматов – около 25 и по 6-8 рожков на каждого, а были ещё пулемёты, снайперские винтовки, гранатомёты и другое вооружение). Также запросто и с потолка он занизил количество СВУ на базе ОЗМ-72 (1 – 2 по утверждению автора), тогда как только неразорвавшихся СВУ на базе ОЗМ-72 изъяли 6 штук. Итак, сколько же они с собой привезли? Автор, который с ма-териалами уголовного дела не знакомился, предлагает нам цифру - 250 - 360 кг! Что же, можно считать установленным фактом, что с арифметикой у него плохо.
У потерпевших есть обоснованные сомнения, что террористы выехали на дело одной группой на одной машине ГАЗ-66, без разведки, без сопровождения. Мы считаем, что часть из них прибыла в Беслан заранее. Мы считаем, что обязательно были разведка и сообщники. Кроме того, мы считаем, что они попросту бы все не уместились в ГАЗ-66 – 32 человека вместе с мешками, рюкзаками, оружием, боеприпасами и амуницией. Да и если посмотреть на кузов этого автомобиля, то там мы не увидим продольных сидений, а сам кузов уже армейского. Кроме того, террористы собирались ехать не из Пседаха в Инарки, между которыми 500 м, а по сильно пересечённой местности по плохой дороге (а места-ми и бездорожью) после ночного дождя в Беслан, расстояние до которого около 40 км. И совершенно очевидно, что делать это они собирались, не привлекая к себе внимания, и тем более не могли предполагать, что встретится им на пути Гуражев и «одолжит» свою машину. Казалось бы, чего проще, надо провести следственный эксперимент в полном соответст-вии с законом. Но прокуратура всячески препятствовала проведению такого эксперимента и надлежащим образом так его и не провела. Маршрут движения бандитов целиком основывается на показаниях террориста Кулаева и милиционера Гуражева, к которому террористы проявили невиданную милость, захватили с собой, довезли до Беслана и отпустили. Не убили и даже по морде ни разу не заехали. Но их показания противоречат друг другу. Кулаев говорит о переезде и шуме поезда, Гуражев говорит, что такого не было. На «официальном», признанном прокуратурой, маршруте движения террористов нет такого места, где был бы слышен звук проходящего поезда, и где бы этот поезд мог проходить. Кроме того, на этом маршруте 1 сентября на въезде в Беслан на коротком участке (чуть более 1 км) стояло 3 поста милиции численностью 8 человек. И никто эту машину не видел. Потом эта машина, якобы, свернула и проехала в 5-и метрах от школы № 3, где тоже был милиционер, и снова - невидимка.
В.Карлов
Я отправил материал для газеты, может быть опубликуют, там есть и фото и скриншоты. А пока использовать приходится возможности форума.
Как не любит автор, заслуженный журналист России, лауреат миллионной премии, своих коллег по цеху: «Своим рождением этот как, впрочем, и многие другие бесланские мифы, обязан журналистам»! И тут же сообщает, что в 11.00 4-го сентября руководитель ОШ генерал В.Андреев заявил: «Уже в ходе осмотра места происшествия обнаружено и обезврежено значительное количество взрывчатых веществ и мин, которые были предназначены для уничтожения заложников. Их количество, а также длительность боя (читатель, вспомните про 50 кг патронов и гранат, которые, по утверждению автора, привезли террористы!), который вели сотрудники ЦСН при поддержке всех правоохранительных структур, говорит о том, что имеет право на жизнь одна из основных версий: о том, что боевики готовились заранее и часть вооружения и взрывчатых веществ была завезена и скрыта на территории школы, где произошел теракт». И где же здесь вина журналистов, если сам начальник ОШ говорит во всеуслышание о наличии оружия в школе, как об основной версии?
Как теперь стало ясно, и автор нам «доходчиво» объясняет, эта «одна из основных версий» не подтвердилась, 50 кг патронов и гранат, оказывается, достаточно, чтобы вести «длительный бой с сотрудниками ЦСН, которых поддерживали все правоохранительные структуры».
Но автор, заостряя внимание на сцене и библиотеке, как возможных местах схронов, уводит читателя от вопроса – так были ли террористы в школе до 1 сентября? А вот здесь ясности совсем нет. И если есть только один мальчик (Худалов С.), который, утверждает, что доставал из-под сцены оружие, и ещё один (Марусич К.), видевший запыленные пакеты с патронами, которые террористы, якобы, доставали из-под пола в библиотеке, то свидетелей, видевших подозрительных людей в школе и около неё, слишком много, чтобы просто отмахнуться от этого. Достаточно вспомнить, хотя бы, показания директора школы-интерната Санакоева В.К., запротоколированные и вошедшие в материалы уголовного дела по бывшим руководителям Правобережного РОВД, о том, что в ночь на 1-ое сентября в интернате (который находился прямо напротив школы №1) но-чевали неустановленные лица в форме милиционеров. Никто, в том числе и руководители Правобережного РОВД, не знает, кто они были и откуда.
Лично для меня не кажутся сомнительными показания и о том, что до начала захвата в школе кто-то был. Достаточно посмотреть видео осмотра места преступления, там, где следователь держит в руках провода, окутавшие крышу, и идущие из слухового окна над классом осетинского языка вниз, в спортзал.
Прокуратура утверждает, что электровзрывная цепь была устроена так, что все СВУ можно было взорвать и со второго этажа, из «штаба» террористов. Но, как и когда провели эти провода? Для этого надо из учительской провести провода на чердак, затем по чердаку вдоль всей школы, затем из слухового окна главного корпуса перелезть на крышу спортзала, пробить отверстие в шифере, спуститься вниз на землю, пройти к гаражам, перебраться с них на крышу тренажёрного зала, оттуда через слуховое окно залезть на чердак спортзала, пробить дырку в его потолке, вылезть обратно и вернуться в школу. Вот представьте себе, кем, как и когда это было сделано? Да и со сценой не всё так однозначно. Автор привёл фотографию сцены в направлении на юг. А давайте развернём её на север и посмотрим на левый её угол. И увидим что? Пролом под сценой. На видео ОМП это хорошо видно.
Именно поэтому версию о присутствии террористов в школе я не могу, в отличие от автора, считать невозможной. И это тоже не расследуется.
Myxa-zzz
вообще трагедия Беслана - тема, в которой многого непонятного, собираю работу по этой теме и везде различные данные, даже точное количество жертв указывается "приблизительно"... неужели все так заросло сплетнями и мифами, что даже объявить конкретные цифры сложно..и ссылаясь на свои источники информаторы просто составляют общую картинку страшного акта, нет той конкретики, которая нужна...которую каждый должен знать.
Правый
Главнее не допустить подобного, чем сверять цифры.
Добавить комментарий
Назад 1 2 3 4 5 6 Рекомендуем задуматься скачать софт с нашего сайта и последние хорошие фильмы смотреть онлайн на лучшем кинопортале Дальше