Терроризм на Северном Кавказе. Пора расставания с мифами.

1. Для анализа ситуации с терроризмом в регионе необходим адекватный метод и «инструментарий». Надо понимать ситуацию изнутри, поставить себя в положение включенного наблюдателя (это стандартный метод в социологии). Без этого наши рассуждения не позволят выявить всю сложность ситуации, и мы снова можем стать пленниками односторонних и неадекватных методов. Кроме того, не оправдано в одной обойме рассматривать проблемы ультранационалистического экстремизма и терроризма (в Москве и в др. городах РФ) и терроризма прикрывающегося религиозными лозунгами в регионе. Выводы и предложения, которые здесь будут озвучены есть «плод» множества интервью у местных экспертов, а также, результат включенного наблюдения. Надо ясно представить тот социальный и культурный контекст, степень напряжения, чтобы понять «болезнь» и предложить рецепты лечения. Здесь до меня говорил один из уважаемых «исламоведов» стараясь убедить нас в имманентной (внутренне присущей) для одного из течений в исламе экспортированного из Саудовской Аравии, под названием салафизм (или «ваххабизм») природе терроризма. И это на фоне того, что саудовские дипломаты устали убеждать всех, что все это циничная ложь и при том, что правители Королевства СА и др. арабские государств признали легитимность власти в Чечне при Кадырове –старшем и младшем. Здесь что-то не так и я постараюсь раскрыть завесу тайны над этой темой.
2. Если классифицировать, по мотивам, группы «лесных братьев» (в Дагестане, да и в др. республиках С.Кавказа) то можно увидеть интересную картину. Лишь около 5-10% боевиков можно отнести к группе непримиримых, идеологически «накрученных». У остальных мотивация имеет самую разнообразную природу: преимущественно- соображения безопасности, поиск чего то героического и т.пр. Объясняется это включенностью силовых и правоохранительных структур в чуждую для них деятельность: а именно - в идеологический конфликт между традиционалистами(суфистами) и салафитами – или, как их называют, «ваххабитами». Поскольку традиционалисты при власти и контролируют, как правило, духовные управления мусульман, то силовики не критически подходят к идентификации потенциальных и актуальных боевиков. Как результат- сотни «пропавших без вести», беззаконие и произвол со стороны тех., кто должен быть на страже прав граждан страны. Невежество в вопросах религии среди силовиков, подкрепленное мстительными, корпоративными и коррупционными мотивами непрерывно воспроизводят ситуацию нестабильности и новые отряды боевиков. Не все салафиты – потенциальные боевики и экстремисты. Неумная политика властей вполне может из вполне законопослушных людей сделать боевиков. (Примечание. Здесь я готов поспорить с некоторыми отечественными «исламоведами», для которых «все салафиты- это потенциальные террористы». В истории ислама такого рода группы мусульман назывались хариджитами. Это люди, которые с неимоверной легкостью награждали ярлыками «куфра»(неверия) других мусульман, считая себя вправе судить и казнить их). Таким образом, война между силовиками и экстремистами приобретает уже хронический характер. Государственный институт по инерции и не без корысти (все таки огромные средства, отдельной строкой в федеральном бюджете, выделены на борьбу с терроризмом) продолжает плодить все новых боевиков и просто мстителей. Идеологически они «накручиваются» уже потом, попав в соответствующие сети. Следовательно, необходим перелом в самих методах борьбы и решительный перенос акцентов на ПРОФИЛАКТИКУ. Что нужно для этого сделать?
3. Прежде всего, необходимо освободить правоохранителей от несвойственной им функции – включенности в идеологический (богословский) конфликт, усилить просветительскую работу среди офицерского состава МВД, МО и ФСБ РФ, в особенности – на Северном Кавказе. Необходимо сделать все, чтобы амнистировать и гарантировать безопасность многим сотням заблудших (напуганных, обманутых и т.д.) и вернуть их к мирной жизни, как это сделано в Чечне. Необходим отдельный проект(программа) по интеграции бывших боевиков в Дагестане, Ингушетии и в др. республиках региона. Важно лишить непримиримых( а их не очень то много) – тех, для кого нет дороги назад- социальной и моральной опоры среди мусульманской молодежи. Нужна эффективная контрпропаганда, ибо экстремистские сайты, пропагандирующие военный «джихад» очень умело пользуются невежеством в том, что касается вопросов ислама. Ни один сайт, кроме, в какой то степени, портала www.islam.ru, не может похвастаться таким влиянием, как http://www.kavkazcenter.com и ряд др. экстремистских сайтов. Пропагандистские материалы этих сайтов воздействуют на сознание кавказской молодежи, тем эффективнее, что традиции героизма и жажда справедливости, поиска высокого смысла в жизни очень сильны именно в регионе. Но эти же материалы на сайтах не выдерживают строго критического анализа именно с позиций ислама. В них множество незаметных идеологических «вирусов», в виде вырванных из контекста аятов(стихов) из Корана и неадекватного их толкования, которые легко можно развенчать. И этим спасти жизнь многих молодых ребят и милиционеров. Здесь кратко перечислены только самые необходимы меры, которые подробно обоснованны в проекте Российского конгресса народов Кавказа выдвигавшемся (в 2008г.) на конкурс грантов в Общественную палату. Разумеется, что-то надо делать и в МВД, перерождение которой как института правоохранения уже не секрет, не говоря уже о массовой и всепроникающей коррупции. Борьба с терроризмом - это слишком серьезное дело, чтобы можно было её доверить безграмотным и меркантильным офицерам. Там где нужны трезвая голова и знание, ответственность и стратегический расчет, в ходу грубая сила и мстительное чувство.
4. Наша модель ситуации с терроризмом не будет полной и адекватной, если не изменить информационный фон в стране. В обществе крепнет убеждение, что методами информационного экстремизма (позволю себе такую гиперболу) решается несколько задач: воспитание дебилов, пропаганда жестокости и безнравственности, разрушение семьи и того, что составляет фундамент здорового социума в России, а в конечном, счете – высокие рейтинги и барыши. Особенно остро все это воспринимается в мусульманской среде. Рассуждения о «законах рынка» и «свободе СМИ» прикрывают лишь безответственность, а то и далеко идущие расчеты, тех, кто исподволь разлагает многонационлаьную Россию. Во всяком случае, объективный результат их деятельности, вне зависимости от мотивов, именно таков. Поэтому, соглашаясь с предыдущими выступающими, предлагаю дополнить их предложения по работе СМИ следующими конкретными мерами. Организовать постоянный мониторинг и контент –анализ (это хорошо испытанный метод в социологии) ряда каналов ТВ и прессы на предмет активной пропаганды ксенофобии и исламофобии, насилия и разврата и пр. – всего того, что сеет ХАОС в обществе и семье, в отношениях между народами и конфессиями. Именно это и есть тот «ключ», который нам позволит приструнить медиа- начальство и отдельные СМИ. Хочу проиллюстрировать свое предложение наглядным примером, доказывающим его эффективность. В начале 40-х г. прошлого века в США одна газета в скрытой форме занималась пропагандой нацизма, с сочувствием писала про Германию и Гитлера. Неоднократные судебные иски против газеты кончались неудачей. Как же «свобода слова» в Америке превыше всего. Главный редактор и журналисты праздновали не раз и не два свои победы, после очередного судебного процесса. Но однажды юристы додумались привлечь к этому делу социолога, который проанализировал материалы газеты за определенный период. Анализ велся по смысловым блокам: насколько часто в газете присутствует явная или скрытая поддержка нацизма?. Полученные результаты (контент- анализа) шокировали суд и общественность. Не осталось никаких сомнений в идеологической(нацистской) нагруженности газеты. Главного редактора посадили, коллектив журналистов разогнали, а газету прикрыли. Вот что может сделать социология, при умном подходе. Не помешало бы применить этот метод в и в родном Отечестве.
5. Необходимо решить еще одну важную проблему, связанную с произволом в том, что касается запретов на религиозную (или близкую по тематике) литературу. В стране распространилась такая практика, когда какой-нибудь районный суд в глухомани, на основе безграмотной и тенденциозной экспертизы выносит заключение об экстремистской начинке той или иной книги. Как правило, в этот разряд попадают множество (более 20 уже) книг на исламскую тему. Причем, известные и уважаемые в стране исламоведы и Совет муфтиев России не перестают убеждать, что ничего экстремисткого там нет. Тем не менее «правоохранители» ретиво берутся за свое дело и арестовывают тиражи этих книг, возбуждают дела против авторов и даже тех, кто хранит эти книги дома. В общем, повторяется ситуация недавнего (советского) прошлого, когда можно было загреметь в «места не столь отдаленные» только за одни мысли, чтение той или иной книги или его хранение дома. Подобная практика в мусульманской среде воспринимается как необъявленная война с исламом. В многонациональной и поликонфессиональной стране, каковой является Россия, это не укрепляет согласие в обществе, провоцирует отчуждение между значительным сегментом общества и властью.
6. Научно –экспертный совет Российского конгресса народов Кавказа, который я здесь представляю, готов активно подключиться к решению заявленной на слушаниях проблемы. У нас есть свои наработки и предложения, часть которых здесь были озвучены. Здесь действительно нужно объединить усилия не равнодушных людей и избегнуть соблазна очередной кампанейщины. Мы готовы сотрудничать с комиссиями Общественной палаты, организовавшими данные слушания. И хочется верить, что результаты совместных наших усилий принесут свои позитивные «плоды».
Похожие статьи:
{related-news}
Слон
Затронуты серьёзные проблемы... Нужная дискуссия!
Добавить комментарий