Не навредить!

Снова о межнациональных отношениях в Дагестане и Кабардино-Балкарии

Недавно побывал в Дагестане и встретил своего старого знакомого активиста кумыкского национального движения. Он поведал мне о новом витке обострения в межнациональных отношениях в равнинных районах республики. О том же говорили и другие знакомые эксперты и общественники.
Проблема касается о, неочевидной для многих, эрозии механизмов согласования межнациональных отношений, выработанных в лихие 90-е г. прошлого века. Они вызрели в рамках достаточно трудного диалога республиканской власти и Конгресса народов (или национальных движений) Дагестана в 1992-93г.г. «Теперь же появилась новая генерация национальных активистов, в частности, в кумыкском движении - сказал мой знакомый-которая недовольна старшим поколением; настроена достаточно агрессивно и готова силовыми методами отстаивать свое понимание справедливости, в частности, в Хасавюртовском районе против аварцев и др. горцев - переселенцев..» Вывод, сформулированный им (автор согласен с ним в этом) сводился к тому, что срочно необходимо возрождать те гражданские институты, которые были созданы первыми неформалами в Дагестане - демократами и национальными активистами - в рамках которых постоянно шел обмен мнениями и позициями; осуществлялся поиск «формулы» решения проблем в межнациональных отношениях и др. В общем, пора вдохнуть второе дыхание Конгрессу национальных движений, но уже с новым качеством и с учетом прежнего опыта, дабы не допустить эскалации межэтнического противостояния в республике. Собственно, и власть нуждается в этом.
Пока это противостояние не чувствуется и не стало предметом серьезной дискуссии в Дагестане. Местные знакомые эксперты поведали мне о том, о чем больше говорят, но не пишут. Тема деликатная, и здесь главное - не навредить. В Дагестане, во всяком случае, стараются соблюсти политкорректность в этой сфере.
Несколько иначе обстоит дело в Кабардино-Балкарии. Судя по различным источником, в республике взаимное отчуждение между двумя народами, или их наиболее политизированными сегментами, нарастает с каждым месяцем. И это очень тревожит нас, тех, кто объединился в Общероссийском движении «Российский конгресс народов Кавказа» (РКНК).
В середине сентября, до отъезда в регион (в Абхазию и в Дагестан) меня знакомили с событиями в селе Кенделен, Кабардино- Балкарской республики (КБР), связанными с установлением памятника «300-летию победы в Канжальском сражении (с войсками крымского хана)» в местности неподалеку от села. Вернувшись в Москву, я постарался вникнуть в суть конфликта и поразился тому, насколько обе стороны не «жалеют» друг друга. Минимум политкорректности, взаимные оскорбления и передергивание фактов. Тягостное впечатление от всего чтения писем, статей и обращений. Речь, прежде всего, идет об информационном портале КБР (www.kbrinfо.com). Возможно, и сайт Совета старейшин балкарского народа не отличается корректностью, правдивостью (в Интернете так и не смог найти их сайт).
На мой взгляд, абсолютно не оправдан тон и стиль характерный для сайта www.kbrinfo.com. С точки зрения кодекса поведения «адыгэ-хасэ» (и, вообще, кавказской и исламской этики) тональность и стиль сайта абсолютно недопустимы. Оскорбления, которые раздаются в адрес Совета старейшин балкарского народа могут только обозлить не просто членов этой организации, а весь народ. Я не обсуждаю: правы члены Совета старейшин, или нет. Это - отдельный вопрос. Я обращаю внимание на очень важную (информационную) составляющую в отношениях двух народов - соседей, которым жить и жить века... хочется верить - в согласии и мире. Неужели не видят спонсор и редактор сайта, провокационную суть журналистской деятельности некоторых своих сотрудников (или одного сотрудника, ибо многие публикации - без авторства)? Здесь очевиден столичный (московский) стиль, где с размаху бьют по физиономии и ловят кайф от своей разнузданности. Никаких «тормозов». Как бы не прав был академик РАН и депутат Госдумы Михаил Залиханое, разве можно назвать материал, размещенный на сайте www.kbrinfo.com так: «Академик Залиханое, или бесстыдство - путь к нирване?». Таких примеров откровенно оскорбительного, уничижительного тона на сайте предостаточно.
У меня достаточно друзей - соратников среди кабардинцев и они, я в этом уверен, согласятся со мной: ЭТО НЕ ПО КАВКАЗСКИ, не по-человечески так писать. Это унижает самых хозяев и коллектив сайта, а деятельность сайта вредит самому кабардинскому народу.
Что касается содержания материалов известных представителей балкарцев (письмо М. Залиханова, статья «Кавказ без России» одного из руководителей Совета старейшин балкарцев М. Бабаева, Обращение балкарской интеллигенции президенту КБР Арсену
Канокову и др.) то оно достаточно взвешено и есть в них, в конце концов, предмет обсуждения. Правда, очевидны и достаточно спорные моменты по части «намерения кабардинских властей строить Великую Черкесию, с помощью США» (!?). Вряд ли стоило столь уважаемому человеку, как депутат М. Залиханое пользоваться информационно -пропагандистскими «утками», в духе НКВД. Тут явный перехлест. А когда М.Бабаев (в статье «Россия без Кавказа») подводит сотрудничество кабардинских ученых с различными западными фондами под статью о шпионаже это скорее похоже на клевету и донос. Но в любом случае, с этими и другими представителями балкарского народа можно и нужно разговаривать на эту и др. темы, а не опускаться до оскорблений.
Налицо, таким образом, опасный рост конфликтного потенциала. Не хочу пользоваться расхожим клише, что «гражданская война сперва начинается в умах историков и пр. интеллигентной публики». Но симптомы этого очевидны и что-то надо менять и делать.
Вот пример из личной практики. Вспоминаю 1989-92 г.г. в Дагестане, когда наблюдался такой же рост межнационального противостояния. Возникновение одних нацдвижений разбудило к жизни другие, и республика постепенно превращалось в арену периодических конфликтов, к счастью - не кровавых. Тогда, в 1991г., проснулся «инстинкт» самосохранения у столичной (махачкалинской) интеллигенции и быстро было сформировано подлинно интернациональное (общедагестанское) движение. Оказалось, что чувство дагестанской идентичности может перевешивать этнонациональный синдром, а национально озабоченная интеллигенция вовсе не является властителем дум в масштабах республики; они проигрывали в политических дискуссиях лидерам и носителям идеи интернационализма и общедагестанского единства. Собственно, и национально озабоченные общественники не были лишены чувства дагестанского единства. Тогда то и потянули «руку дружбы» друг к другу лидеры национальных движений и сформировали весьма авторитетный, в тот период, Конгресс народов Дагестана (КНД). Будучи сам членом руководства (Президиума КНД), я не понаслышке знаю то о чем здесь пишу.
Разумеется, логика (историко-генетическая) Дагестана и Кабардино-Балкарии не идентичны, и не всегда пример одних годится для других. Культурная «почва» другая, не хуже и не лучше. Насколько мне помнится, в 90-е г. аналогичные процессы происходили и в КБР и тогда удалось также, по-кавказски, мудро выйти из ситуации межнационального противостояния. В новых условиях, почему бы не учесть и свой и чужой опыт?
Не могу не коснуться, также, решений правительства КБР о «межселенньгх землях» и о праздновании 300-летия Канжалъского сражения, которые сдетонировали новый виток межнационального противостояния в республике. Можно ли было несколько иную «технологию» решения данных вопросов? Мне кажется, что «да». Позволю себе несколько примеров из дагестанской действительности. В Нагорном Дагестане каждая сельская община (джамаат) знает границы своих земель. Лесные угодья, правда, давно еще, в сталинские времена, передали в государственный фонд. Если нужно построить дорогу или туннель, республиканским ведомствам нередко приходиться согласовывать эти вопросы с местными общинами, коллективные интересы которых задеваются достаточно в сильной мере. Так было, к примеру, когда прокладывали туннель и более короткую трассу в горы, через общинную (джамаатскую) землю села Ашилъта Унцукулъского района (в конце 90-х г.); или при строительстве военной базы Минобороны РФ в Ботлихе (2006-07 г.г.) и Ирганайской гидроэлектростанции (последние 20 лет) в Унцукулъском районе. Как правило, разговор в таких случаях ведется вокруг размера компенсаций: все подсчитывается скрупулезно. Одна сторона (сельские общины) старается завышать свои экономические потери от строительства новых объектов, а другая (в лице государства) старается их занижать. Но в любом случае, интересы сельских общин берутся на учет: с ними и районными властями долго и нудно торгуются. Это правило давно прижилось в Дагестане и никому в голову не придет проигнорировать интересы тех, кто многие века обживал свои земли. Правда, не все гладко в последнее время. В частности, военные власти РФ (Минобороны) почти «кинули» ботлихский джамаат, полтора года уже не выплачивая им обговоренную сумму компенсаций. Из-за чего гoрцы собрали тысячный митинг около военной базы. Но это уже другой разговор. Важно то, что давно выработанные механизмы согласования общинных (муниципальных) и республиканских интересов работают.
Почему я столь подробно останавливаюсь на этих примерах? Да потому что, наверняка можно и нужно было договариваться с балкарскими сёлами, чтобы не доводить ситуацию до конфликта. На Северном Кавказе накоплен неплохой опыт согласования интересов различных сообществ и групп: межнациональных и межобщинных, общинных и государственных (республиканских). Надо только мониторить этот опыт, учитывать и обогащать его новыми разработками. Не все гладко во внутриконфессиональном отношении в мусульманской «умме» региона, а также, в межнациональном плане. Стало быть, надо работать в этом направлении. Порою кажется, что республиканским властям некогда этим заниматься; или они склонны преуменьшать значимость проблемы с одной стороны, или же совершенно неадекватно интерпретировать суть проблемы или конфликта. Хуже всего то, что нет авторитетного ОБЩЕКАВКАЗСКОГО МОДЕРАТОРА - посредника по урегулированию такого рода конфликтов. Мы, в Общероссийском движении «Российский конгресс народов Кавказа», намерены восполнить этот недостаток. И Бог даст, постараемся быть полезными в этом, очень важном, для наших народов, направлении деятельности. Лучше упреждать, нежели потом десятилетиями пытаться потушить пожар, который, быть может, разгорелся из-за гордыни одних, и невежества других и бюрократической спеси третьих.
Похожие статьи:
{related-news}
Султан
Абсолютно согласен и полностью поддерживаю точку зрения уважаемого Деньга Халидова.

Считаю сайт www.kbrinfo.com провокационным, так же как и сайт "Информационный портал балкарского народа". Считаю, что оба эти сайта следует закрыть, а их авторов привлечь к ответственности за разжигание межнациональной розни.
Все возникающие вопросы следует обсуждать корректно, не ущемляя ничьих национальных чувств.
Убежден, что ни балкарский народ, ни тем более кабардинский, не уполномачивали этих господ писать подобные пасквили и разрушать республику.
Арсен
очень хорошая статья, все бы так думали? спасибо Вам

когда разговариваешь с людьми вроде все хорошо, как стоит затронуть тему о межнациональных отношениях так все становятся врагами.

вот тут на форуме http://kbr-bazar.ru/forum/index.php?showforum=22 админы дали площадку для открытых дискуссий по этому поводу, но все дискуссии превращаются в споры и обоюдные оскорбления
Слон
Халидов отличный автор. Молодец! Почаще бы так проникновенно говорили о проблемах Кавказа и его народов!
Хабас Бекулов
По сути неблоговидную политику творят от имени народа скучковавшиеся люди, чем-то обозленные на власть, на время. Все это не в пользу обоим народам республики. Пока идет противостояние, идет дележ и приватизация, возможности инвестиции обходят стороной. В общем нужна консолидация всех национальностей республики, чтобы по уровню жизнеобеспечения подняться с 8 десятки.
Здесь уместны слова известного в республике уважаемого Хаути Сохрокова. который при аналогичном провостоянии в 2001 году на съезде народов КБАССР ГОВОРИЛ, "а ГДЕ МОИ СТАРЫЕ ДРУЗЬЯ ИЗ ОБЩЕЖИТИЯ, С КОТОРЫМ ДРУЖИЛИ В ЮНОСТИ, ГДЕ КОНАКИ, С КОТОРЫМ ГОЛОВУ БАРАШКИ ДЕЛИЛИ НА ТОРЖЕСТВАХ, ГДЕ НАШИ ДРУЗЬЯ, КТО В горькое ВРЕМЯ НАМ СОБОЛЕЗНОВАНИЕ выражал"(в автор. интерпр.). Пора истинным друзьм находиться в тени и не замечать негативное влияние кучки людей.
Пора выступать от имени народа, чтобы внести раздор между кабардинцами и балкарцами, . Лучше посмотрите, как земля уходит из под ног у обоих народов.
Хамид Гайрабеков
Уважаемый Деньга Халидов!

Прочитав Вашу статью, у меня появились определенные мысли. Позвольте их довести до Вас и до читателей Вашего блога.
Я не очень хорошо знаю межнациональную ситуацию в Дагестане, поэтому остановлюсь только на анализе изложенного в статье по Кабардино-Балкарии. При этом, нельзя забывать о том, что исторически кумыки Дагестана и карачаево-балкарцы Центрального Кавказа представляют собой один историко-генетический пласт. Более того, эти народы до определенного исторического этапа имели единую политическую общность, что не может не интересовать аналитиков при рассмотрении межэтнических отношений в современности.
Теперь к тем процессам, которые имеют место в Кабардино-Балкарии в последние годы.
Хочется сразу отметить, что выводы и рекомендации типа «ни тем, не другим» или иная конформистская логика тут может быть и полезна но не решает корневых проблем. Кроме того, анализ ситуации на основании того что пишется в разных интернет-порталах также отводит от сути. Тем более, призывать виртуальных инкогнито, выполняющих определенный заказ к адыгской или иной этике также бессмысленно. К сожаленью, народы Кавказ сегодня достаточно далеко удалились от основ самобытного обычного права, который действительно исторически являлся цементирующим элементом в обществе.
Именно поэтому, абстрагируясь от интернет-пыли и иной малоценной информации предлагаю проанализировать факты. Именно факты и есть тот ресурс, который генерирует конфликты. Информационно-пропагандистская работа, конечно же, также немаловажна, но является лишь «приложением» и безжизненна без фактов.
А факты, сегодня говорят о том, что в Кабардино-Балкарии мы наблюдаем кривизну политики официальной власти под началом президента, которая своими не выверенными решениями, производит конфронтацию между народами. Именно в коридорах власти и политической элиты рождаются разные проекты порой поражающие своей глупостью и исторической беспринципностью. По сути, власть в Кабардино-Балкарии сегодня представляет из себя цех по производству продукта под названием Новая адыгская история. И делается это, конечно же, в ущерб национальной гордости и экономических интересов балкарского и русского народов республики. Это и есть основное топливо конфликта и именно власть, в лице не более дюжины персон несет все бремя ответственности.
Теперь детализируем основные факты в хронологическом порядке:
1) Переименование названий населенных пунктов, носящих балкарские названия надуманные кабардинские (с 2002 года).
2) Принятие Закона, допускающего наличие в горных районах республики огромных по площади межселенных территорий ( 2005 год).
3) Ликвидация в балкарских районах большинства государственных учреждений путем их переноса в кабардинские районы (с 2005 года).
4) Отмечание более чем сомнительного 450 - летнего юбилея присоединения Кабарды к России (2007 год).
5) Выступление президента Канокова А.Б. с угрожающими и провокационными заявлениями в адрес активистов балкарского народа (2007 год).
6) Празднование победы в мифической Канжальской битве и попытка провести конный проход на гору Кинжал без согласования с муниципалитетом (2008 год).
7) Постоянное генерирование лжеистории, в форме книг, телевизионных передач, и т.д.

Если бы усилия власти, направленные на продвижение всех вышеобозначенных мероприятий были бы направлены на экономическое развитие региона и паритетное участие в политической и экономической жизни всех народов, мы бы сегодня не наблюдали ту картину конфронтации, которая стала предметом обсуждения далеко за пределами республики. Мы бы не наблюдали те активные, порой вредные действия Совета старейшин балкарского народа. Мы бы не видели в Интернет-ресурсах информационную грязь, которым стороны поливают друг друга. Но самым важным критическим итогом деятельности власти в последние годы стало образование общественного разрыва между народами и властью. В данных условиях, мне кажется, больная власть уже не способна к самолечению. Возрастает значимость межрегиональных общественных организаций, федеральных органов власти.

Аслан Гайрабеков, Нальчик
Хасан
Очень интересная статья, поучительная (местами). Особенно интересны комментарии к ней. Ни странно ли, что так называемы "простой народ", как было верно отмечено в одном из комментариев
Цитата: Арсен
когда разговариваешь с людьми вроде все хорошо, как стоит затронуть тему о межнациональных отношениях так все становятся врагами.


Все на словах горазды говорить, что кабардинцы и балкарцы в прекрасных отношениях, что в республике дружба и так далее. И казалось бы верно, но! Обратите внимание хотя бы на ту опечатку, за которую принесла извинение редакция газеты - Кабарда, вместо Кабардино-Балкария. Почему-то уверен, что опечатки наоборот не могло бы быть даже теоретически - никогда нигде не видел Балкария вместо Кабардино-Балкарии. А почему? А потому что всем уже давно подсознательно навязывается образ именно Кабарды, а Балкария тут с боку припеку вроде бы. Давайте возьмем такие рутинные вещи, как обучение в школе: как ни странно, уроки кабардинских и балкарских языков находятся в совершенно неравных позициях - у кабардинских часов расписание удобнее, они идут подряд, а балкарские - через окно. Можете сами посмотреть расписания в школах - например 4 общих урока в классе, далее урок кабардинского - 5-ый урок, а урок балкарского - 6 урок, то есть 1 час - так называемое окно. Это совершенно нормальная ситуация практически во всех школах Нальчика. То есть кабардинцы отсиживают свои 5 уроков и уходят домой. Балкарцы почему-то вынуждены сидеть (гулять) один час впустую. Конечно у администрации школы всегда найдется этому оправдание - отсутствие кабинетов, учителей и так далее. Но отсутствие кабинетов почему-то сказывается только на балкарских часах. Скажите мелочь? Да, это была бы мелочь, если бы подобрная ситуация уже не стала правилом. В СССР был лозунг - все лучшее - детям. В нашей республике в роли детей явно выступают кабардинцы. Кстати в школах, практически все учителя (УЧИТЕЛЯ!!!!) совершенно спокойно говорят КАБАРДА вместо Кабардино-Балкария... Другой пример - в КБГУ преподают историю народов Кабардино-Балкарии, не буду юлить вокруг да около, назову конкретную фамилию - преподаватель Калмыков. Из 90 минут лекции - 85 уходит на историю кабардинского народа, еще 3 минуты - на всякие общеорганизационные моменты. Про историю балкарского народа просто упоминается - мол есть и такой вот народ, как ни странно. Думаете я преувеличиваю? Спросите студентов -даже студенты-кабардинцы и те удивляются. Думаете руководство КБГУ не знает о том, КАК преподается в университете этот предмет? Уверен, что знают. В экзаменационных билетах по этому предмету совершенно официально практически все вопросы, кроме нескольких - по истории кабардинского народа. Примеров можно приводить массу, кто-нибудь сможет объективно возразить мне, что это неправда? Я уверен, что нет... Поэтому, как и пишет Аслан Гайрабеков (или Хамид?) - не удивительно, что совет старейшин порой ведет себя вызывающе. Это от бессилия и от отчаяния. Балкарцы находятся в ужасном положении, а Каноков со своей стороны делает все, чтобы это положение еще и еще ухудшить.

PS: Почему бы вам не опубликовать материал вместе с комментариями в газете (вы раньше публиковали комментарии в газете, я помню, даль перестали, хорошее было начинание, уникальное, больше нигде такого не было)? Или только в Интернет можно поднимать подобные вопросы?
Марина
Факты, о которых вы пишите, Хасан - вопиющее безобразие. Мне с трудом в них верится. Есть какие-то доказательства? Потому что если ущемление прав одного народа ради процветания другого идет уже на уровне школ и вузов - то это уже преступление на государственном уровне и кто-то обязательно должен за это нести ответственность. Возможно следует это дело расследовать и опубликовать в газете и посмотреть на реакцию властей
Сильвестр
К сожалению, Хасан прав, милая Марина... Но это характерирузет отношения не только между кабардинцами и балкарцами. Увы... Так же почти во всей России. Да что там России!.. На мир весь посмотрите... Все больше исключительно фальшивых, неискренних слов и улыбок...
А автору и впрямь спасибо. Труден же его путь...
Алик
Аслан Гайрабеков! Вы пишите, что с 2002 года идет:

1) Переименование названий населенных пунктов, носящих балкарские названия надуманные кабардинские (с 2002 года).

По какому праву вы называете кабардинские названия "надуманные"? Будет вам известно, что эти названия селений существуют очень давно, а возвращение исторических названий идет по всей России. И Свердловск давно стал Екатеринбургом, и Ленинград - Санкт-Петербургом.

Кроме того, речь идет о КАБАРДИНСКИХ селениях, и как им называться - решать самим жителям села.

Никто их не спрашивал, когда в 1920 году кабардинские названия сменялись тюркскими. Да и вообще, неважно, тюркскими или нанайскими - кабардинские селения имеют безусловное право возвращать себе свои исторические названия.

Вы, как говорится, видите соринку в чужом глазу, не замечая бревна в своем. Почему Инал переименовали в Иналсырт, Куденет - в Куденетяйла, кабардинское название Гунделен - в балкарское Кенделен, Кашкатау - в Кашхатау, Псыхъушхъуэ - в Жылы-су?

Если говорить об исторической мифологии, то карачаевская и балкарская историческая фантастика уже попадает на страницы работ, посвященных анализу мистификаций. Но при этом вы, не стесняясь, в чем то смеете обвинять адыгов?
Почему никто из несогласных не выступил с НАУЧНЫМ докладом на Всероссийской конференции по Канжальской битве?
Вся ваша манера в том, что вы избегаете открытых научных форумов, потому-что прекрасно знаете, каков будет результат. Зато тайно печатаете фальшивки об истории адыгов.

Деньга Халидов! Разъясните мне, каким это чудом вы не нашли в интернете сайт Совета Старейшин балкарского народа?
И почему вы в одной строчке своей статьи пишите о том, что заявления старейшин, Залиханова и других балкарцев "взвешеные", а через две строчки характеризуете их уже как "характерные для НКВД", "утку и донос". В какой строчке ваше истинное мнение?
Алина
Хасан, хочу ответить Вам на Ваш вопрос по поводу уроков балкарского языка в школах. Дело не в том, что во всех школах договорились ущемлять балкарцев, как Вы говорите - такого не может быть даже при желании.
Почему Вы, и многие балкарцы всегда переводят все вопросы в национальную плоскость "нас всегда унижают"? Проблема в том, что балкарцев в одном классе мало, и не может учитель работать, если у него в классе, например, всего один человек. И так балкарским учителям открывают класс, если в нем хотя бы 6 человек! В чем ущемление? Учителя-кабардинцы и учителя-балкарцы получают одинаковую зарплату, хотя у кабардинцев 25 человек, а у балкарцев - 5! Это, что, ущемление? По-моему, наоборот! Некоторые балкарские учителя говорят об ущемлении, если им не разрешают открыть класс с 3 учениками, но есть нормы, которые и так нарушаются в угоду балкарцев, но им все мало.
И собрать балкарский класс в 6-10 человек надо со всей параллели, естественно, что одновременно это сделать трудно, вот и получается иногда, что дети один час "гуляют". Это специфика малых классов, а не ущемление балкарцев, что Вы себе постоянно придумываете. Неужели так приятно выставлять себя обиженными жизнью во всех вопросах?
Добавить комментарий
Назад 1 2 Дальше